НОД по звуковой культуре речи "Звуки Ж Ш"

16.01.2019

НОД по самообразованию провела Идикова Гульбике Салевовна

Тема : "Звуки Ж и Ш"

Занятие по подготовке к обучению грамоте, на котором ставились следующие задачи:

Образовательные:

- Учить детей характеризовать звуки Ж - Ш по признаку твердости - мягкости;

- Упражнять в определении места звука в слове;

- Закреплять умение определять количество слогов в слове.

-Познакомить с буквой Ж

Развивающие:

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать коммуникативную компетенцию;

- Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

Воспитательные:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речевой мыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

Занятие состоит из 3 частей: вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Вводная часть включает в себя организационный момент, психогимнастику и введение в игровую ситуацию (в гости пришёл герой мультфильма Винни-Пух).Основная часть включала в себя развитие артикуляционной моторики, мимических мышц, развитие дыхания и голоса, а также акустико-артикуляционный образ звуков, связь звуков и буквы, развитие фонематического слуха.Хочу такой сайт

Заключительная часть - это подведение итогов, оценка деятельности детей и сюрпризный момент, где дети получили фото Винни-Пуха для раскраски.

Для реализации данных задач необходимо было подобрать систему приёмов и методов. Были использованы:

словесный метод;

наглядный метод;

практический метод;

проблемно-поисковый метод.

Основным приёмом был метод создания игровой проблемно-поисковой ситуации, который позволил на протяжении всего занятия активно и плодотворно усваивать учебный материал. С первых минут занятия была создана игровая ситуация – к нам на занятие пришёл герой мультфильма Винни-Пух и у него затруднение, что подарить Сове - это и есть проблема, которая активизирует познавательную деятельность детей.

Использование технических средств обучения, наглядных пособий, реальных моделей звука, дидактических пособий и игр способствовало поднятию эмоционального настроя, что ведёт к формированию познавательной мотивации.

Из темы занятия вытекает главная обучающая цель - познакомить детей с буквой Ж и закрепить знания детей о звуках Ж, научить давать ему характеристику и дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости. Должна сказать, что понятие звук абстрактное, и детям для восприятия оно сложно. Так как у детей в этом возрасте абстрактное и аналитическое мышление ещё не сформировано, но учебная задача должна быть выполнена, и в этом на помощь приходит реальная модель - символ звука. Эта модель позволяет через тактильные ощущения сформировать и закрепить у ребёнка понятие «твёрдый» и «мягкий» согласный звук.

Одним из главных направлений в работе по развитию речи является фонетико-фонематическое развитие. На занятии я использовала игры и игровые приёмы по развитию фонематического слуха. Были взяты игры: «Какой слог лишний?», «Замени звук», «Дни недели».

У многих детей страдает фонематика, важно научить детей дифференцировать (различать) звуки на слух. Что мы и делали на этом занятии. Но системность в этой работе требует постепенного усложнения игровых заданий. Поэтому я посчитала целесообразным предложить ребятам игру «Сигнальщики», в котором ребёнок должен самостоятельно определить наличие твёрдого и мягкого согласных звуков в слове и правильно показать квадрат определённого цвета. Это задание предусматривает возможность ошибки, которую ребёнку предлагается исправить самостоятельно, этим развивается самоконтроль.

На определение места звука в слове была предложена дидактическая игра «Дни недели».

На занятии воспитатель старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать каждого ребенка, поддержать его рассуждения, создать ситуацию успеха для каждого из них. В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над дифференциацией фонем, логическое мышление, зрительное восприятие.

В ходе занятия осуществляла контроль за речью детей. На занятии сочеталась связь индивидуальной и фронтальной работы. Дети были ориентированы на общение со мной: они слышали меня, старались удерживать словесную инструкцию.Частая смена деятельности детей на занятии, и подбор игровых ситуаций, наглядного материала способствовала концентрации, распределению, переключению внимания и отсутствию утомляемости детей. Игровые ситуации на занятии предполагают наличие двигательной активности, без чего не возможна охрана здоровья ребёнка. Для этого были проведены: физкультминутка, динамическая пауза, гимнастика для глаз. Результатом данного занятия стал эмоциональный настрой детей на успех активная и плодотворная их работа, личностно значимая для каждого ребёнка деятельность.

Дети на протяжении всего занятия были активны, проявляли интерес к выполняемым упражнениям и заданиям. Также ребята старались проявлять самоконтроль за своей речью в течение всей организованной деятельности

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

Занятие проводилось с использованием ИКТ

Я считаю, что поставленные задачи занятия достигнуты, получен положительный результат.




Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 18.02.2019

Дата обновления: 18.02.2019

Дата публикации: 16.01.2019

Наверх

mkdou_ds_solnishko@e-dag.ru

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

mkdou_ds_solnishko@e-dag.ru

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».